Оценка стоимости предприятия и бизнеса организации: цели, этапы, особенности
В целом, это смежные понятия, которые в вопросах оценки используются как синонимы. Так, оценка бизнеса — это определение стоимости и прибыльности самой предпринимательской деятельности, которую как таковую нельзя продать или передать другому лицу. А оценка предприятия — это, в свою очередь, определение его цены как комплекса активов, которые способны приносить доход и в отношении которых могут совершаться сделки.
Для чего может понадобиться оценка бизнеса?
Она предполагает глубокий всесторонний анализ деятельности определенной компании, а потому необходимость ее проведения может возникнуть в самых разнообразных ситуациях. В частности, оценка бизнеса предприятия нужна:
- когда принимается решение о прекращении его деятельности или реорганизации;
- для подсчета рыночной стоимости компании при ее полной или частичной продаже;
- при составлении бизнес-плана;
- для анализа деятельности предприятия и повышения его эффективности;
- при страховании компании и т. п.
Как следует проводить оценку стоимости бизнеса?
На сегодняшний день существует несколько основных методов, при помощи которых производится оценка стоимости бизнеса по тем или иным параметрам. К ним относятся:
- доходный метод, при котором стоимость предприятия определяется на основе его ежегодных доходов;
- затратный метод, когда стоимость компании зависит от размера понесенных издержек;
- сравнительный, который определяет рыночную стоимость предприятия по цене, за которую была продана сходная компания.
Впрочем, независимо от используемого метода, такая услуга, как оценка бизнеса, включает:
- заключение договора с заказчиком, определение приблизительных сроков, задач оценки бизнеса и получение необходимых для ее проведения документов (уставной и регистрационной документации по предприятию, инвентарных списков, перечня всех активов, расшифровок по дебиторской и кредиторской задолженности и некоторых других);
- сбор и анализ информации о компании (бухгалтерской, юридической, финансовой, рыночной, технической и др.);
- анализ отрасли и финансово-хозяйственной деятельности компании;
- непосредственный расчет стоимости предприятия;
- составление отчета об оценке, предоставление его заказчику.